Экспертно-аналитические проекты
Цель: поддержка менеджмента в принятии решений по развитию новой техники и продуктов
При поиске технической и аналитической информации активно используются патентные базы, и прежде всего - передовой информационно-аналитический сервис QUESTEL (www.questel.com)
Основные виды проектов (наиболее востребованные):
1. Оценка конкурентных рисков для новых продуктов и технологий. Прогнозирование их конкурентоспособности
2. Экспертиза целесообразности инвестиций в венчурные проекты
3. Выявление и анализ тенденций в области техники
4. Оценка рисков снижения коммерческой стоимости ИС на конкретных территориях
1. Оценка конкурентных рисков для новых продуктов и технологий. Прогнозирование их конкурентоспособности
В основе этих проектов лежат:
-
выявление и исследование тенденций в области
-
бенчмаркинг конкурирующих и альтернативных продуктов
-
выявление передовых конкурирующих и альтернативных продуктов/разработок
-
сравнение передовых конкурирующих/альтернативных разработок и продукта/технологии интереса.
В зависимости от объекта, области и целей заказчика, исследование может включать часть или все перечисленные этапы, а также дополнительные этапы.
Пример 1: Хирургический клей
Пример 2: Технология изготовления эмульсии.
2. Экспертиза целесообразности инвестиций в венчурные проекты
Основа этих проектов - интегральный, системный анализ перспектив разработок:
-
проверка и оценка жизнеспособности "сырых" разработок и концепций (Feasibility study)
-
анализ рыночных аспектов конкурентной ситуации для соответствующих продуктов
-
оценка рисков снижения коммерческой стоимости ИС на конкретных территориях
-
анализ охраноспособности интеллектуальной собственности.
Пример 1: Результаты проекта по оценке перспектив ОКР
Пример 2: Результаты некоторых проектов по оценке перспектив инвестирования в разработки
Пример 4: Сравнительно позитивная оценка перспектив инвестирования в разработку
3. Оценка рисков снижения коммерческой стоимости ИС на конкретных территориях
Как правило, у организаций
- нет опыта выполнения подобных работ
- нет инструмента для поисково-аналитических работ в отношении ряда территорий, например, Индии, Китая, Японии, Бразилиии.
"Аналитический консалтинг" имеет обе эти компоненты.
Пример реального использования патентных исследований для независимой экспертизы перспектив коммерциализации ИС на конкретных территориях см. www.patent.forum.ru/D/2.ppt, помещен также здесь.
4. Выявление и анализ тенденций в области техники, суб-тенденций технического направления и т.п.
Отличительная особенность: мы не только выявляем тенденции, но и формируем ряд продуктивных для заказчика выводов и рекомендаций
Пример 1: В работе "Независимая экспертиза перспектив коммерциализации ИС на конкретных территориях на основе исследований патентной информации" (www.patent.forum.ru/D/2.ppt, помещен также здесь) показано, что для достижения основной цели проекта выполнено вспомогательное исследование некоторых тенденций в области техники, а именно:
- общей тенденции разработок методов синтеза функциональной группы веществ
- тенденции в части химических методов синтеза этой группы
- тенденции в части генно-инженерных методов синтеза этой группы.
Соответственно, заказчик получил аргументированные выводы не только интегрально, не только в частности по непосредственным угрозам конкурентоспособности его ИС, но и дифференцированно по поднаправлениям. Это существенно выходило за рамки поставленных задач, но давало важную дополнительную информацию для принятия решений.
Пример 2: В работе "Экспертно-аналитический проект на основе патентной информации в металлургии" (http://www.metodolog.ru/node/1187, помещен также здесь) можно увидеть, что, помимо независимой экспертизы возможных направлений новой разработки были предложены также и концептуальные пути вероятно продуктивного совершенствования системы.
В последнее время растет интерес к проектам, специально посвященным выявлению и анализу тенденций.
5. Выявление инновационных конкурентов, прогнозирование технической политики фирм и другие элементы бизнес-разведки
Часто при прогнозировании конкурентоспособности новых разработок ряд новейших конкурирующих достижений не учитывается.
Почему?
Обычно специалисты хорошо знакомы с известными разработками ведущих фирм. Однако у них мало возможностей для выявления недавно появившихся разработок, новых перспективных инновационных фирм.
"Аналитический консалтинг":
-
исследует и прогнозирует технические направления развития фирм и их продукции
-
выявляет инновационных конкурентов заказчика, включая малоизвестные и готовящиеся к выходу на рынок
- исследует и другие вопросы.
Пример: В проекте, предназначенном для подготовки переговоров заказчика с фирмой Боинг, удалось выявить смещение интересов Боинга после анализа опубликованной структуры некоторых его расходов.